«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А.Леонтьев)
Данное определение советского и российского лингвиста и психолога созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA (PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников.
Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?», т.е. оценивается способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Банк заданий РЭШ. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Банк заданий для формирования ФГ, разработанный ФГБНУ ИСРО РАО