«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А.Леонтьев)

Данное определение советского и российского лингвиста и психолога созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA (PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников.

Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?», т.е. оценивается способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.  

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Открытые задания PISA

Банк заданий РЭШ. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя.

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Банк заданий для формирования ФГ, разработанный ФГБНУ ИСРО РАО

 

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Вы здесь: Главная Функциональная грамотность