Эффективность педагогического взаимодействия значительно повышается при условии умелого руководства педагогом, психологом, родителями процессом самовоспитания детей, в частности, тактичным обучением каждого ребенка умелой постановке целей и успешному их достижению. Главным правилом при этом является выполнение взрослыми следующей психологической установки: при оказании помощи в постановке целей важно создавать у ребенка впечатление, что цель не навязана ему кем-то, а определена им самим. Только в этом случае цель будет активизировать ребенка, у него не будет повода отказаться от ее достижения по причине навязывания ему чужой воли.
Реализуя эту стратегию, воспитатели могут предложить детям попытаться методично, систематически выполнять следующие правила постановки и достижения целей.
Правило 1
Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Но если решение принято, то оно должно быть непременно выполнено.
Формулируя это правило, важно объяснить детям, что правильно поставленная цель сама по себе обладает мобилизующей силой: фиксируясь в уме и проникая в подсознание, она влияет на наше поведение и направляет его на достижение цели. Объясняется это тем, что, закрепляясь в подсознании, цель становится потребностью, формирует программу ее удовлетворения, и вся деятельность личности, так или иначе, связывается с движением к этой цели.
Однако каждому из нас известно, как трудно порой выполнять даже наши собственные решения. Что мешает нам? Необходимо отчетливо представлять факторы и приемы, способствующие успешному выполнению принятых решений.
1. Поставленная цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы выполнение ее не зависело от других людей, иначе невыполнение цели мы всегда можем оправдать виной других.
Например, можно сформулировать цель: «Я воспитаю уверенность в себе, чтобы быть довольным собой». А можно: «Я воспитаю уверенность в себе, чтобы товарищи уважали меня, не смеялись надо мной». Понятно, что вторая формулировка таит в себе опасность оправдать невыполнение цели внешними причинами, к примеру, предвзятостью товарищей, их необъективным отношением и т.п.
2. Формируемая цель должна быть выражена в позитивной форме, без частицы «не».
Например: «Я буду закалять свой организм, чтобы быть здоровым». Если же мы выразим нашу цель в другой форме, например, «Я буду закалять свой организм, чтобы не болеть», то в этом случае воздействие поставленной цели значительно снижается по причине того, что подсознание не фиксирует частицу «не», а «запоминает» слово «болеть»... При таком подходе негативный результат более возможен.
3. Поставленную цель важно закрепить в нашем подсознании, тогда она становится активизирующей, мобилизующей силой на пути к достижению цели.
Закрепление в подсознании поставленной цели осуществляется путем повторения и самовнушения, которые особенно продуктивны утром (сразу после пробуждения) и вечером (непосредственно перед сном).
Правило 2
Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной, а предполагаемый результат должен доставлять удовольствие.
Принято говорить, что «воля — залог счастья и успеха в жизни», ибо воля дает возможность человеку преодолевать трудности на пути к цели, а цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Не случайно, поэтому на основе тщательного изучения рефлекса цели известный ученый И.П. Павлов столь категорично утверждал, что «человек без цели — самоубийца».
Человеку свойственна настолько сильная устремленность в будущее, что порой он даже склонен забывать о сегодняшнем дне. Он надеется интересно, счастливо начать жизнь, всесторонне развивать свои способности, заниматься увлекательными делами где-то в далеком «завтра». Перенос на далекое завтра исполнения важных дел, трата энергии на повседневную суету приводят к иллюзорности цели, к потере четкой ориентировки во времени, в конце концов, ослабляют волю.
Естественна устремленность наших детей в будущее, стремление решать важные практические задачи, жить активной жизнью. В таком случае можно сказать: великая цель рождает великую волю. Знакомство наших детей с целеустремленными людьми, конечно же, не может оставить их равнодушными. На таких примерах они убеждаются в действенности силы воли.
Развитие воли может быть направлено на достижение успехов в будничной жизни: в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях с людьми, в самообразовании, в коммерческой деятельности и т.д. Однако очень важно научить детей умению подняться над мелочами жизни и сосредоточить свое внимание на главном, основном направлении своих жизненных устремлений. Иначе их могут «заесть» повседневные мелкие дрязги и связанные с ними отрицательные эмоции.
Но ведь мелочи жизни подстерегают нас на каждом шагу! Как возвыситься над ними, не погрязнуть в них, не растратить попусту энергию? Очень полезным в этой связи может оказаться совет, данный Д.С. Лихачевым.
«Очень многое из того, чего человек достигает в жизни, — какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, — зависит от него самого.
Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, у него цель в жизни...
У каждого человека, помимо небольших и временных личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая, надличностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума».
В самом деле, в маленьких целях доля возможной неудачи всегда большая. Поставили себе целью чисто бытовую задачу — купить хорошие вещи, а достались вам вещи второго сорта. Такое случается очень часто. Если эта маленькая задача для вас главная, вы уже будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас «попутная» и вы осознаете ее как «попутную» и небольшую, вы даже и не очень обратите внимание на свою «неудачу». Вы отнесетесь к ней совсем спокойно.
Поставьте себе задачу более удаленную и значимую. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше. Во-первых, от вас будет зависеть качество подготовки к вступительным экзаменам в медицинский институт. Но, допустим, на вступительных экзаменах к вам подошли несправедливо (или вам показалось, что несправедливо), большой катастрофы еще нет. Задача ваша только отодвинулась, но от вас будет зависеть, чтобы время до следующего поступления не пропало для вас зря. Но и здесь все же могут быть неудачи. Это надо признать.
Ну, а если вы поставили себе надличностную цель: предположим, самую общую — принести как можно больше пользы людям? Какие «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить эту свою большую жизненную задачу? Ее выполнения можно добиваться в любых обстоятельствах, а неудача — нулевой результат, и только в отдельных случаях... В целом успех вам будет сопутствовать, успех и признание окружающих. И если в этой задаче будет ваше личное счастье, то и счастье вам будет обеспечено.
Правило 3
Поставленная цель должна быть тщательно обдумана.
Разъясняя это правило, педагог должен обратить внимание ребенка на то, что ему следует избегать постановки цели и принятия решения в случае:
а) когда он находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева и т.д.;
б) когда им не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением поставленной цели. Лучше всего пояснить эти ситуации примерами.
В первом случае можно напомнить мудрое изречение немецкого писателя XVIII века И. Гауга, сказавшего: «Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль!». Предложите ребенку вспомнить ситуации из жизни, когда решения, принятые в состоянии сильного эмоционального возбуждения, не были выполнены, остались лишь благими намерениями.
Для иллюстрации второй ситуации можно привести пример молодого человека (вашего знакомого), принявшего решение бросить курить, но не выполнившего его, т.к. этот период его жизни оказался очень ответственным, в это время приходилось необычно много волноваться, переживать и т.п. Таким образом, выбор момента для прекращения курения оказался неудачным.
Правило 4
Поставленная цель должна соответствовать имеющимся для ее реализации возможностям.
Давая своим детям советы по данному вопросу, важно всегда иметь в виду, что для достижения цели у вашего воспитанника должны присутствовать:
соответствующие волевые усилия;
знания и умения, достаточные для выполнения решения;
в достаточной степени развитые волевые качества (выдержка, настойчивость, целеустремленность, прилежание, смелость и т.д.);
достаточные для выполнения решения количество времени, физические данные и разного рода средства.
Каждый из этих пунктов можно пояснить примерами.
Правило 5
Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной.
При объяснении данного правила важно обратить внимание воспитанника на то, что конкретность при постановке цели должна выражаться:
в указании точного срока начала выполнения решения;
в точном определении минимального объема ежедневно запланированной работы;
в указании сроков общей продолжительности работы над чем-либо;
в точном указании предполагаемого результата;
в перечне средств, необходимых для реализации принятого решения.
Для актуализации данных требований полезно привести несколько примеров из повседневной жизни воспитанника.
Правило 6
Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.
Обсуждая с воспитанником это правило, следует обратить его внимание на то, что достижение главной цели возможно лишь путем сочетания ближней, средней и дальней перспектив. Это означает, что для достижения любой цели необходимо намечать ступеньки, частные результаты и задачи, рассчитанные на день, неделю, месяц, которые помогут лучше увидеть главную цель. Такого рода частные задачи должны стать ориентирами на трудном, а иногда и тернистом пути в достижении больших успехов в жизни.
Правило 7
Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной, включающей в себя понимаемые, значимые для нас и реально действующие мотивы.
Разъясняя ребенку важность данного правила, следует упомянуть меткое замечание выдающегося мыслителя и острослова Ф. Ларошфуко: «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом деле мы не бессильны, а безвольны». Это замечание можно использовать для уяснения воспитанником простой мысли: слишком отдаленная цель не всегда мобилизует волю, более того, нередко кажется, что эта цель вообще недостижима! Для правильной мобилизации усилий ребенка, его внутренних резервов можно посоветовать ему каждый раз намечать ряд последовательных этапов на пути к цели, явно посильных ему. Их последовательное преодоление позволит приобрести уверенность в своих силах, в достижимости главной цели.
Правило 8
Чтобы выбрать правильную цель, надо много знать.
Для правильного понимания этого правила необходимо донести до сознания ребенка, что недюжинные личные способности и сильная воля могут оказаться недостаточными для достижения цели, если он не сможет определить главное направление своих жизненных целей. Это касается любой сферы деятельности, любой отрасли знаний. Только разносторонние и глубокие знания могут помочь человеку правильно выбрать оптимальный путь для достижения поставленных целей.
Правило 9
Достижение поставленных целей, принятых решений должно помогать, а не превращать в рабов собственных решений.
В качестве яркой, образной иллюстрации данного правила можно привести поучительную историю о судьбе Пекторалиса — героя рассказа Н.С. Лескова «Железная воля». Немец по национальности, приехавший в Россию по договору, Пекторалис воспитал в себе, как он считал, железную волю. Они никогда не отступал от своего слова, даже если оно было высказано случайно или при необычных обстоятельствах. Плохо понимая русский язык, Пекторалис по причине своей «железной воли» попадал нередко в самые нелепые положения. Так, его спросили однажды: «Гуго Карлович, вам послабже чаю или покрепче?». Соображая, что значит «послабже» и «покрепче», он на очередной вопрос «А, может, покрепче?» каждый раз отвечал утвердительно! В конце концов ему наливали чай, черный как деготь, шутники спрашивали: «Не крепко ли будет?». Гуго видел, что это очень крепко, что это совсем не то, что хотел, но железная воля не позволяла ему сознаться... Обмолвившись однажды о своей любви к французской горчице, Пекторалис стал рабом своего слова даже во вред своему здоровью: от частого употребления горчицы у него развилась и осталась на всю жизнь тяжелая болезнь желудка!
Объясняя воспитаннику необходимость быть гибким и здравомыслящим при определении цели, важно дать ему понять, что отказ от своей цели зачастую:
а) бывает неизбежен ввиду ее очевидной ошибочности или вступления в действие вновь возникших обстоятельств;
б) требует не меньших, а порой значительно больших волевых усилий, чем ее достижение