Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя   школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее «МАОУ СШ № 102») Нижегородского района города Нижнего Новгорода реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Учебный план является организационно-управленческим документом «МАОУ СШ №102», одним из механизмов реализации основной образовательной программы и определяет общий объем образовательной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных (ФГОС) /образовательных (ФК ГОС) областей и учебных предметов, последовательность и распределение учебных предметов по периодам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план «МАОУ СШ №102» сформирован в соответствии со следующими нормативными документами, определяющими содержание общего образования:  

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями в действующей редакции от 23.07.2013 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в действующей редакции) – далее ФГОС НОО (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (далее ФГОС ООО) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от10.11.2011 № 2643, от 24.01.2015 № 39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609, 07.06.2017 № 506).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от20.08.2008 №241, от30.08.2010 №889, от 30.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 "Обутверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями согласно Постановлению главного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.11.2015 № 81"О внесении изменений № 3 в Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 "О федеральном перечне учебников, к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России   от 08.05.2019 №233)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России   от 10.06.2019 №286)
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 №08-548   "О федеральном перечне учебников"
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2018 № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»:Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее – ОДНКНР).
    • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 г. № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере общего образования от 07.08.2015 № 08-1228"О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО".
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.06.2017 №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.05.2018 №08-1214   "Об изучении второго иностранного языка в соответствии с ФГОС на уровне основного общего образования".
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 15.05.2019 №316-106842/19 "О направлении методических рекомендаций ".Письмо Министерства образования Нижегородской области от 22.05.2013 №316-01-100-1495/13 "О направлении методических рекомендаций по преподаванию информатики в начальной школе в 2013-2014 учебном году".
    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
  • Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 15.05.2019 № Сл-316-106842/19 «О направлении методических рекомендаций» (Иностранный язык. Второй иностранный язык).
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 17.02.2015 № 316-01-100-468/15 "О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС основного общего образования в 5 классе" (Методическое письмо о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам, ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования").
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 12.05.2014 №316-01-100-1440/14 "О перспективе обеспечения образовательной области "Искусство".
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 19.09.2016г. № 316-01-100-3467/16-0-0 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», (далее - ОДНКНР).
  • Письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 27.08.2018 №316-01-100-3353/18-00 «Об организационно-методических рекомендациях по изучению предметной области «Родной язык и родная литература»;
  • Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов».Основная образовательная программа основного общего образования «МАОУ СШ №102»
    • Основная образовательная программа начального общего образования «МАОУ СШ №102»
  • Образовательная программа среднего общего образования «МАОУ СШ №102»

       При формировании учебного плана на новый учебный год были учтены требования ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГОС, преемственность между уровнями образования, анализ образовательных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), кадровое и материально - техническое оснащение образовательного процесса.

Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает:

4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы - 34 учебные недели.

5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели.

2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования для 10-11 классов. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 2.4.2.2821-10. Нагрузка равномерно распределяется в течение недели.

                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.

     Ожидаемые результаты реализации общеобразовательных   программ (10-11 классы): среднее общее образование (10-11 классы) - достижение уровня общекультурной компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы.

Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по уровням образования, составлен с учетом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ.

     Учебный план 1-4-х классов представлен обязательной частью, в 5-9-х классах- обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений, в 10-11 классах - инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть включает в себя предметы федерального компонента Базисного учебного плана, а вариативная – компонент образовательного учреждения - учебные предметы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия.

     Специфика учебного плана заключается в том, что школа участвует в реализации углубленного обучения на уровнях основного общего образования и реализация профильного обучения на уровне среднего общего образования.

     Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком и расписанием занятий.

   Режим функционирования устанавливается в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10, Уставом образовательного учреждения, «Правилами внутреннего трудового распорядка работников», «Правилами внутреннего распорядка обучающихся».

            В 2019-2020 учебном году открыто 46 классов.Учебный год для 1-9 классов условно делится на четверти, для 10-11 классов на полугодия, являющиеся периодами, по итогам которых во 2-11 классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ.

В учебный план входят следующие разделы:

Раздел 1. Учебный план уровня начального общего образования

Раздел 2. Учебный план уровня основного общего образования

Раздел 3. Учебный план уровня среднего общего образования

 

 

Начальное общее образования

         В ходе освоения общеобразовательных программ  при реализации учебного плана на уровне начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

●  Закладывается основа формирования учебной деятельности обучающегося – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

●  Формируются универсальные учебные действия;

●   Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

       Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно - деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.

      Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации в «МАОУ СШ № 102», реализующей основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

       Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

● формирование гражданской идентичности обучающихся;

● их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

●  готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

●   формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

● личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

       Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы начального общего образования.

       При проведении занятий по иностранному языку (2 - 4 классы) осуществляется деление класса на две группы.

       «МАОУ СШ № 102» на уровне начального общего образования определяет 5-дневную продолжительность учебной недели. Продолжительность учебного года   составляет во 2 - 4 классах 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы (третья неделя февраля месяца).

Продолжительность урока составляет:

●  в 1 классе – первое полугодие -35 минут;     второе полугодие – 40 минут;

●  во 2 - 4 классах – 45 минут.

        На уровне начального общего образования   реализуются общеобразовательные программы «Школа России».

       Учебный план составлен с учетом принципа преемственности между начальной школой и средней школой.

       Реализация основной образовательной программы в  классах строится в соответствии с вариантом базисного учебного плана для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке.

Основное общее образование

Содержание образования на уровне основного общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебных недели.

Продолжительность урока - 45 минут. 

Учебный план   5-9  классов состоит из 2-х частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.  В связи с тем , что Федеральный государственный стандарт определяет только обязательные предметные области, минимальный и максимальный объем часов за уровень общего образования , школа вправе распределять количество часов по обязательным предметам самостоятельно.  Учебный план 5-9  классов содержит все предметные области , предусмотренные новым образовательным стандартом. 

Среднее  общее образование

Уровень среднего общего образования обеспечивает наибольшую личностную направленность и вариативность образования, его дифференциацию и индивидуализацию.

Учебный план для 10-11-х классов обеспечивает среднее общее образование как завершающий уровень общего образования, призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Успешное достижение указанных целей возможно при  функционировании профильных классов и введении индивидуально-групповых занятий, содержание которых направлено на «специализированную подготовку в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации среднего общего образования с учреждениями среднего и высшего профессионального образования».

Учебный план среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей:

  • создание условий для дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
  • установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;
  • расширение возможности социализации обучающихся;
  • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
  • удовлетворение социального заказа обучающихся и родителей в соответствии с потребностями на рынке труда.

Учебный план среднего общего образования предусматривает сохранение преемственности по уровням обучения, максимально приближен к выполнению образовательного заказа со стороны всех субъектов образования.

Инвариантная часть учебного плана среднего общего образования представлена федеральным компонентом. Федеральный компонент реализуется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Функция среднего общего образования – передача общей культуры последующим поколениям, реализуется в инвариантной части учебного плана, которая также призвана обеспечить достижение государственного стандарта среднего общего образования.

Вариативная часть учебного плана уровня среднего общего образования обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием.

 

 

Вы здесь: Главная Образовательный процесс Образовательное пространство