Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя   школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее «МАОУ СШ № 102») Нижегородского района города Нижнего Новгорода реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Учебный план является организационно-управленческим документом «МАОУ СШ №102», одним из механизмов реализации основной образовательной программы и определяет общий объем образовательной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных (ФГОС) /образовательных (ФК ГОС) областей и учебных предметов, последовательность и распределение учебных предметов по периодам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план «МАОУ СШ №102» сформирован в соответствии со следующими нормативными документами, определяющими содержание общего образования:  

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями в действующей редакции от 23.07.2013 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в действующей редакции) – далее ФГОС НОО (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (далее ФГОС ООО) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от10.11.2011 № 2643, от 24.01.2015 № 39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609, 07.06.2017 № 506).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от20.08.2008 №241, от30.08.2010 №889, от 30.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 "Обутверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями согласно Постановлению главного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.11.2015 № 81"О внесении изменений № 3 в Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 "О федеральном перечне учебников, к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России   от 08.05.2019 №233)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России   от 10.06.2019 №286)
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 №08-548   "О федеральном перечне учебников"
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2018 № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»:Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее – ОДНКНР).
    • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 г. № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере общего образования от 07.08.2015 № 08-1228"О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО".
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.06.2017 №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.05.2018 №08-1214   "Об изучении второго иностранного языка в соответствии с ФГОС на уровне основного общего образования".
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 15.05.2019 №316-106842/19 "О направлении методических рекомендаций ".Письмо Министерства образования Нижегородской области от 22.05.2013 №316-01-100-1495/13 "О направлении методических рекомендаций по преподаванию информатики в начальной школе в 2013-2014 учебном году".
    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
  • Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 15.05.2019 № Сл-316-106842/19 «О направлении методических рекомендаций» (Иностранный язык. Второй иностранный язык).
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 17.02.2015 № 316-01-100-468/15 "О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС основного общего образования в 5 классе" (Методическое письмо о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам, ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования").
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 12.05.2014 №316-01-100-1440/14 "О перспективе обеспечения образовательной области "Искусство".
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 19.09.2016г. № 316-01-100-3467/16-0-0 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», (далее - ОДНКНР).
  • Письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 27.08.2018 №316-01-100-3353/18-00 «Об организационно-методических рекомендациях по изучению предметной области «Родной язык и родная литература»;
  • Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов».Основная образовательная программа основного общего образования «МАОУ СШ №102»
    • Основная образовательная программа начального общего образования «МАОУ СШ №102»
  • Образовательная программа среднего общего образования «МАОУ СШ №102»

       При формировании учебного плана на новый учебный год были учтены требования ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГОС, преемственность между уровнями образования, анализ образовательных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), кадровое и материально - техническое оснащение образовательного процесса.

Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает:

4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы - 34 учебные недели.

5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели.

2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования для 10-11 классов. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 2.4.2.2821-10. Нагрузка равномерно распределяется в течение недели.

                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.

     Ожидаемые результаты реализации общеобразовательных   программ (10-11 классы): среднее общее образование (10-11 классы) - достижение уровня общекультурной компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы.

Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по уровням образования, составлен с учетом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ.

     Учебный план 1-4-х классов представлен обязательной частью, в 5-9-х классах- обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений, в 10-11 классах - инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть включает в себя предметы федерального компонента Базисного учебного плана, а вариативная – компонент образовательного учреждения - учебные предметы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия.

     Специфика учебного плана заключается в том, что школа участвует в реализации углубленного обучения на уровнях основного общего образования и реализация профильного обучения на уровне среднего общего образования.

     Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком и расписанием занятий.

   Режим функционирования устанавливается в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10, Уставом образовательного учреждения, «Правилами внутреннего трудового распорядка работников», «Правилами внутреннего распорядка обучающихся».

            В 2019-2020 учебном году открыто 46 классов.Учебный год для 1-9 классов условно делится на четверти, для 10-11 классов на полугодия, являющиеся периодами, по итогам которых во 2-11 классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ.

В учебный план входят следующие разделы:

Раздел 1. Учебный план уровня начального общего образования

Раздел 2. Учебный план уровня основного общего образования

Раздел 3. Учебный план уровня среднего общего образования